"Театр - Творчество - Дети"






Программа занятий
Принципы построения программы
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом следующих принципов:
Программа рассчитана на два года обучения:
1-й год – старшая группа (5-6 лет)
2-й год – подготовительная к школе группа (6-8 лет)
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня:
- 1-й год обучения (5-6 лет) – 20-25минут;
- 2-й год обучения (6-8 лет) – 25-30минут.
Количество учебных занятий в год – 36 часов.
Содержание программы
1-й год обучения (5-6 лет)
1-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Старшая группа.
Театральные профессии:
- актер;
- режиссер;
- писатель-драматург;
- композитор;
- постановщик танцев;
- дирижер;
- гример;
- бутафор;
- осветитель;
- костюмер.
Театральная лексика:
- афиша;
- фойе;
- сцена;
- зрительный зал;
- партер;
- амфитеатр;
- ложа.
Путешествие в театр: познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
2-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Старшая группа.
Условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
- Дыхательные и артикуляционные упражнения (артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая гимнастика).
- Дикционные и интонационные упражнения (речевые упражнения на произношение гласных и согласных).
- Творческие игры со словом (речевые пальчиковые игры и сказки, речевые игры с движениями).
3-й раздел – «Основы кукольного театра» - направлен на формирование навыков и умений передавать особенности действий персонажа, на выражение чувств и переживаний; грамотное использование игрового пространства; перемещение куклы в соответствие с сюжетом и текстом; импровизацию с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Старшая группа:
- развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям;
- упражнения на развитие правильного речевого дыхания;
- упражнения на совершенствование умения менять темп, силу звука;
- совершенствование четкой дикции.
4-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Старшая группа:
- упражнения – пантомимы;
- разучивание поклонов;
- ритмические разминки;
- пластические игры на тренировку внимания, фантазии;
- упражнения на развитие дыхания;
- упражнения-разминки;
- музыкально-пластические импровизации.
5-й раздел – «Игры-драматизации» - направлен на формирование начальных творческих навыков; первоначальных навыков исполнения; коммуникативных навыков; на развитие актерских способностей детей, выразительности их речи, пластики, мимики; на развитие психических навыков.
Старшая группа:
- развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, костюмов, декораций;
- учить самостоятельно выбирать средства для передачи образов, диалогов, действий героев;
- совершенствовать импровизационные способности;
- стимулировать желание изменять действия;
- учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему;
- воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям;
- упражнения на развитие инициативы и самостоятельности;
- упражнения на импровизационные действия образов;
- игры-драматизации с пальчиками;
- двигательные упражнения на развитие способностей передавать образ в движении.
6-й раздел – «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» -
направлен на развитие специальных музыкальных способностей: слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков, песенному искусству; развитие музыкальной памяти и музыкально-ритмических движений, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.
Старшая группа:
- воспитание интереса и любви к народной музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, выражать в движении характер музыки и ее настроение;
- упражнения на развитие певческого диапазона;
- вокальные упражнения на чистоту интонирования, развитие дыхания, силу и полет голоса;
- певческие разминки «импровизации мелодий»;
- разучивание сольных и общих (хоровых) песен к спектаклям;
- вокальные игры на звукоподражание.
7-й раздел – «Самостоятельная театральная деятельность» - направлен на развитие инициативы, положительного отношения к участию в театрализованных играх.
Старшая группа:
- привлекать детей к самостоятельным играм;
- развивать творческую самостоятельность в передаче образа;
- способствовать объединению детей в совместной деятельности;
- поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям;
- создавать игровые мотивации: наряжать детей в костюмы, изготавливать и использовать атрибуты, маски, придумывать и обыгрывать сказки, используя различные вещи театра.
8-й раздел – «Проведение спектаклей, праздников, концертов» - направлен на создание условий для совместной театрализованной деятельности; на формирование устойчивого интереса к театральному искусству; на формирование коллективной творческой деятельности на всех этапах работы над спектаклем.
Старшая группа:
- воспитывать у детей чувство радости, желания выступать на утреннике, в спектакле, в концерте;
- поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий;
- развивать интерес к различным формам представлений и желание участвовать в них.
Содержание программы
2-й год обучения (6-8 лет)
1-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Подготовительная группа.
Виды театров:
- опера;
- балет;
- драматический;
- пантомимы;
- кукольный;
- юного зрителя и т.д.
Путешествие в театр: познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
2-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Подготовительная группа.
- упражнения на развитие сценической речи;
- упражнения на развитие речи (скороговорки, чистоговорки);
- упражнения на дыхание;
- сочинение небольших сказок и рассказов;
- работа над интонациями, выражающими основные чувства.
3-й раздел – «Основы кукольного театра» - направлен на формирование навыков и умений передавать особенности действий персонажа, на выражение чувств и переживаний; грамотное использование игрового пространства; перемещение куклы в соответствие с сюжетом и текстом; импровизацию с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Подготовительная группа:
- индивидуальные и творческие задания;
- игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи
- индивидуальные творческие задания.
4-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Подготовительная группа:
- пластические импровизации под музыку;
- песенное и танцевальное творчество;
- упражнения на расслабление;
- упражнения – этюды на развитие образного перевоплощения.
5-й раздел – «Игры-драматизации» - направлен на формирование начальных творческих навыков; первоначальных навыков исполнения; коммуникативных навыков; на развитие актерских способностей детей, выразительности их речи, пластики, мимики; на развитие психических навыков.
Подготовительная группа:
- разыгрывание этюдов , инсценировок по знакомым сказкам, стихотворениям;
- работа над выразительностью передачи образа героя;
- ролевые диалоги на основе текста
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
6-й раздел – «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» -
направлен на развитие специальных музыкальных способностей: слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков, песенному искусству; развитие музыкальной памяти и музыкально-ритмических движений, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.
Подготовительная группа:
- прослушивание музыки к сказкам;
- разучивание сольных и хоровых песен к постановкам;
- вокальные упражнения на развитие певческого диапазона;
- упражнения на чистоту интонирования;
- игры-упражнения на импровизацию мелодий на заданный текст.
7-й раздел – «Самостоятельная театральная деятельность» - направлен на развитие инициативы, положительного отношения к участию в театрализованных играх.
Подготовительная группа:
- придумывание и обыгрывание историй с персонажами сказки;
- придумывание праздничного поздравления сказочному герою;
- оформление пригласительных билетов для родителей на премьеры спектаклей.
8-й раздел – «Проведение спектаклей, праздников, концертов» - направлен на создание условий для совместной театрализованной деятельности; на формирование устойчивого интереса к театральному искусству; на формирование коллективной творческой деятельности на всех этапах работы над спектаклем.
Подготовительная группа:
- воспитывать у детей чувство радости, желания выступать на утреннике, в спектакле, в концерте;
- поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий;
- развивать интерес к различным формам представлений и желание участвовать в них.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника