"Театр - Творчество - Дети"

Музыкальный руководитель Сапронова Ирина Викторовна.
Музыкальный руководитель
Сапронова Ирина Викторовна

Программа занятий

Принципы построения программы

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом следующих принципов:

Программа рассчитана на два года обучения:

1-й год – старшая группа (5-6 лет)

2-й год – подготовительная к школе группа (6-8 лет)

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня:

- 1-й год обучения (5-6 лет) – 20-25минут;

- 2-й год обучения (6-8 лет) – 25-30минут.

Количество учебных занятий в год – 36 часов.

Содержание программы

1-й год обучения (5-6 лет)

1-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Старшая группа.

Театральные профессии:

  • актер;
  • режиссер;
  • писатель-драматург;
  • композитор;
  • постановщик танцев;
  • дирижер;
  • гример;
  • бутафор;
  • осветитель;
  • костюмер.

Театральная лексика:

  •  афиша;
  • фойе;
  • сцена;
  • зрительный зал;
  • партер;
  • амфитеатр;
  • ложа.

Путешествие в театр: познакомить с устройством театра снаружи  и изнутри.

2-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Старшая группа.

Условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения (артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая гимнастика).
  2. Дикционные и интонационные упражнения (речевые упражнения на произношение гласных и согласных).
  3. Творческие игры со словом (речевые пальчиковые игры и сказки, речевые игры с движениями).

3-й раздел – «Основы кукольного театра» -  направлен на формирование навыков и умений передавать особенности действий персонажа, на выражение чувств и переживаний; грамотное использование игрового пространства; перемещение куклы в соответствие с сюжетом и текстом; импровизацию с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Старшая группа:

  • развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям;
  • упражнения на развитие правильного речевого дыхания;
  • упражнения на совершенствование умения менять темп, силу звука;
  • совершенствование четкой дикции.

4-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Старшая группа:

  • упражнения – пантомимы;
  • разучивание поклонов;
  • ритмические разминки;
  • пластические игры на тренировку внимания, фантазии;
  • упражнения на развитие дыхания;
  • упражнения-разминки;
  • музыкально-пластические импровизации.

5-й раздел – «Игры-драматизации» - направлен на формирование  начальных творческих навыков; первоначальных навыков исполнения; коммуникативных навыков; на развитие актерских способностей детей, выразительности их речи, пластики, мимики; на развитие психических навыков.

Старшая группа:

  • развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с  использованием атрибутов, костюмов, декораций;
  • учить самостоятельно выбирать средства для передачи образов, диалогов, действий героев;
  • совершенствовать импровизационные способности;
  • стимулировать желание изменять действия;
  • учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему;
  • воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям;
  • упражнения на развитие инициативы и самостоятельности;
  • упражнения на импровизационные действия образов;
  • игры-драматизации с пальчиками;
  • двигательные упражнения на развитие способностей передавать образ в движении.

6-й раздел – «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» -

направлен на развитие специальных музыкальных способностей: слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков, песенному искусству; развитие музыкальной памяти и музыкально-ритмических движений, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.

Старшая группа:

  • воспитание  интереса и любви к народной музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, выражать  в движении характер музыки и ее настроение;
  • упражнения на развитие певческого диапазона;
  • вокальные упражнения на чистоту интонирования, развитие дыхания, силу и полет голоса;
  • певческие разминки «импровизации мелодий»;
  • разучивание сольных и общих (хоровых) песен к спектаклям;
  • вокальные игры на звукоподражание.

7-й раздел – «Самостоятельная театральная деятельность» - направлен на развитие инициативы, положительного отношения к участию в театрализованных играх.

Старшая группа:

  • привлекать  детей к самостоятельным играм;
  • развивать творческую самостоятельность в передаче образа;
  • способствовать объединению детей в совместной деятельности;
  • поддерживать  заинтересованное отношение к играм-драматизациям;
  • создавать игровые мотивации: наряжать детей в костюмы, изготавливать и использовать атрибуты,  маски, придумывать и обыгрывать сказки, используя различные вещи театра.

8-й раздел – «Проведение спектаклей, праздников, концертов» - направлен на создание условий для совместной театрализованной деятельности; на формирование устойчивого интереса к театральному искусству; на формирование коллективной творческой деятельности на всех этапах работы над спектаклем.

Старшая  группа:

  • воспитывать у детей чувство радости, желания выступать    на утреннике, в спектакле, в концерте;
  • поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий;
  • развивать интерес к различным формам представлений и желание участвовать в них.

Содержание программы

2-й год обучения (6-8 лет)

1-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Подготовительная группа.

Виды театров:

  • опера;
  • балет;
  • драматический;
  • пантомимы;
  • кукольный;
  • юного зрителя и т.д.

Путешествие в театр: познакомить с устройством театра снаружи  и изнутри.

2-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Подготовительная группа.

  • упражнения на развитие сценической речи;
  • упражнения на развитие речи (скороговорки, чистоговорки);
  • упражнения на дыхание;
  • сочинение небольших сказок и рассказов;
  • работа над интонациями, выражающими основные чувства.

3-й раздел – «Основы кукольного театра» -  направлен на формирование навыков и умений передавать особенности действий персонажа, на выражение чувств и переживаний; грамотное использование игрового пространства; перемещение куклы в соответствие с сюжетом и текстом; импровизацию с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Подготовительная группа:

  • индивидуальные и творческие задания;
  • игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи
  • индивидуальные творческие задания.

4-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Подготовительная группа:

  • пластические импровизации под музыку;
  • песенное и танцевальное творчество;
  • упражнения на расслабление;
  • упражнения – этюды на развитие образного перевоплощения.

5-й раздел – «Игры-драматизации» - направлен на формирование  начальных творческих навыков; первоначальных навыков исполнения; коммуникативных навыков; на развитие актерских способностей детей, выразительности их речи, пластики, мимики; на развитие психических навыков.

Подготовительная группа:

  • разыгрывание этюдов , инсценировок по знакомым сказкам, стихотворениям;
  • работа над выразительностью передачи образа героя;
  • ролевые диалоги на основе текста
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

6-й раздел – «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» -

направлен на развитие специальных музыкальных способностей: слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков, песенному искусству; развитие музыкальной памяти и музыкально-ритмических движений, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.

Подготовительная группа:

  • прослушивание музыки к сказкам;
  • разучивание сольных и хоровых  песен к постановкам;
  • вокальные упражнения на развитие певческого диапазона;
  • упражнения на  чистоту интонирования;
  • игры-упражнения на импровизацию мелодий на заданный текст.

7-й раздел – «Самостоятельная театральная деятельность» - направлен на развитие инициативы, положительного отношения к участию в театрализованных играх.

Подготовительная группа:

  • придумывание и обыгрывание историй с персонажами сказки;
  • придумывание праздничного поздравления сказочному герою;
  • оформление пригласительных билетов для родителей на премьеры спектаклей.

8-й раздел – «Проведение спектаклей, праздников, концертов» - направлен на создание условий для совместной театрализованной деятельности; на формирование устойчивого интереса к театральному искусству; на формирование коллективной творческой деятельности на всех этапах работы над спектаклем.

Подготовительная группа:

  • воспитывать у детей чувство радости, желания выступать    на утреннике, в спектакле, в концерте;
  • поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий;
  • развивать интерес к различным формам представлений и желание участвовать в них.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie